ИТ в ритейле: тренды 2021, best practice, перспективы

24 февраля 0202
ИТ в ритейле: тренды 2021, best practice, перспективы
Ритейл находится «на передовой» всех регуляторных инициатив и технологических инноваций. Если кто-то сегодня еще может прожить без мобильной связи и доступа в Интернет, то без потребительских товаров и продуктов питания – вряд ли. Игрокам рынка необходимо постоянно развивать и автоматизировать бизнес-процессы, Поэтому ИТ в ритейле (а также в смежных направлениях – бизнес-аналитика, логистика и др.) находят самое разное применение. 

Часть1. Актуальные тренды

Цифровые каналы продаж. Омниканальность

Даже для торговых сетей, исторически ориентированных на офлайн (таких, как food-ритейл), дистанционные каналы продаж становятся неотъемлемой частью бизнеса. Одновременно с появлением специализированных независимых курьерских сервисов (iGooods, «Самокат» и другие) продуктовые ритейлеры начали развивать собственные службы доставки заказов. При этом продавцу важно поддерживать клиентский опыт как при классическом обслуживании в торговом зале, так и при шопинге через мобильное приложение или сайт: акции и скидки должны сохраняться, а бонусы накапливаться.

Интегрировать данные всех учетных систем, объединяя офлайн-продажи с продажами через сайт и мобильное приложение – задача непростая, однако открывающая для торговой сети большие перспективы. Например, ГК «О’КЕЙ» в 2020 году внедрила единую систему лояльности для покупок во всех каналах продаж, что позволило не только повысить лояльность покупателей торговой сети, но также более четко понять их потребности.

Big Data, Machine learning и бизнес-аналитика

Аналитические системы, основанные на сборе и обработке собранных за определенный период времени структурированных данных, играют большую роль в планировании продаж, в организации товародвижения и закупки, в моделировании сценариев, включающих оценку влияния различных факторов риска, в принятии стратегических управленческих решений. BI-приложения, используемые в ритейле, варьируются очень широко – от анализа таблиц Excel до специализированных платформ вроде ThoughtSpot, кастомизированных и самописных решений.

Хороший пример – проект по автоматизации планирования продаж, осуществленный на основе IBM Planning Analytics в российском подразделении косметической компании Clarins. Благодаря новой системе планирования заказчику удалось добиться экономии временных ресурсов персонала до 30%.

Другой интересный кейс – система управления запасами ABM Inventory, внедренная в сети магазинов «Класс», которая позволила, помимо прочего, на 60% сократить товарные остатки и трудозатраты на складе.

Отдельно стоит отметить цифровой многофункциональный сервис Dialog.X5, созданный командой BigData X5 для аналитических и управленческих задач партнеров и поставщиков ритейлера. Платформа дает возможность контрагентам компании обмениваться данными, анализировать товарооборот, планировать рекламные кампании, взаимодействовать с аудиторией и т. д.

Видеоаналитика и распознавание лиц

Системы видеоаналитики всё чаще становятся частью систем видеонаблюдения на крупных торговых объектах. С их помощью можно не только предотвращать правонарушения и актуализировать «черный список» посетителей, но и анализировать качество обслуживания клиентов, создавать «тепловые карты» перемещений покупателей для оптимальной расстановки товара, следить за расчетом с покупателем на кассе, фиксировать забытые вещи и многое другое. С развитием периферийных вычислений (аналитический модуль располагается непосредственно на камере, а не на сервере) функционал подобных систем расширяется.

Штрих-кодирование, датчики «умной упаковки», электронные ценники

Технологии, которые позволяют торговой сети более быстро и качественно вести учет товара на складе и в торговом зале – этот сегмент, пожалуй, будет востребован в 2021 году повсеместно. Мы сами много раз могли убедиться в том, насколько негативно влияет на лояльность покупателей неправильный ценник или его отсутствие. Электронные ценники – относительно недорогой и максимально эффективный способ устранить этот фактор, а также избавить персонал магазина от многочасового рутинного труда.

В свою очередь, штрих-кодирование – это не только сканирование штрих-кода на упаковке товара в торговом зале, но и снабжение штрих-кодами товара на складе для удобства его учета и перемещения. Такие системы успешно применяются в крупных логистических терминалах, но могут быть полезны и на небольших складах.

ЭДО и управление логистикой, штрихкодирование

Документооборот пронизывает все направления деятельности торговой сети – от закупки товара до его приобретения покупателем. Однако наиболее критичное значение, вероятно, он имеет в сфере логистики и грузоперевозок, так как в этом процессе задействован большой объем передаваемых на расстояние документов, несколько организаций и подразделений (грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, экспедиторы, логисты и т. д.), ошибка каждого из которых может привести к срыву поставок и другим негативным последствиям.

В связи с этим развитие специализированных систем транспортного электронного документооборота – отдельных логистических платформ или в рамках единой СЭД – кажется крайне актуальным. Это подтверждают и инициативы государства – например, пилотный проект по внедрению электронных транспортных накладных.

Не менее существенный вклад в обеспечение эффективности товародвижения – получения товара от поставщика, хранение на складе и распределение по магазинам – вносит автоматизация логистических процессов. Яркий пример – кейс компании «АНИКС», в информационную инфраструктуру которой в 2020 году было интегрировано решение «1С:TMS Логистика. Управление перевозками».

Мобильные приложения

Мобильные приложения, используемые в ритейле, можно разделить на две большие категории: приложения для покупателей и для сотрудников. Повсеместное распространение смартфонов и их многофункциональность привели к тому, что мобильное приложение стало одним из основных каналов взаимодействия между продавцом и клиентом, особенно актуальным для предприятий электронной коммерции. Этот инструмент – и витрина для выбора товара, и платежная система, и реализация маркетинговых программ, и важнейшая форма обратной связи. Поэтому торговые сети уделяют большое внимание как функционалу приложения, так и его интерфейсу, user experience.

Специализированные приложения для сотрудников предназначены совсем для других целей: автоматизация бизнес-процессов и обеспечение мобильности персонала в торговом зале, на складе, на выезде к клиенту. Одним из ярких примеров такого решения стало мобильное приложение для более чем 2000 менеджеров торгового зала клиентских офисов «Билайн». Возможность оформлять продажи и осуществлять ключевые операции с гаджетов позволила компании улучшить качество обслуживания и повысить лояльность покупателей.

Кассы самообслуживания, сканирование штрих-кодов и QR

Мы уже привыкли к тому, что в супермаркете или гипермаркете можем выбрать между классическими кассами и системой самообслуживания. Непродовольственная розница также осваивает эту технологию – посмотрите хотя бы на сеть магазинов «Декатлон», которые с 2020 года оснащены подобным оборудованием.

Важно, что кассы самообслуживания должны учитывать такие нюансы, как, например, обязательная маркировка обуви и одежды, парфюмерии, а в случае с продуктами – алкоголя и сигарет. Для этих целей используется специальный сканер и ПО.

Часть 2: Тренды, которые (пока?) «не зашли»

Самообслуживание по чипам на товарах

Некоторое время назад X5 Retail Group запустила пилотный проект «магазина без продавцов», в котором каждый товар был оснащен специальным чипом. Покупатель мог набрать корзину и оставить ее в специальном месте, где система автоматически сканировала все покупки и выставляла счет. Вероятно, из-за сложности и дороговизны процесса этот проект не нашел распространения, а X5 тестирует другие, более привычные технологии самообслуживания – например, сканеры штрих-кодов.

Индор-навигация

Разработки, помогающие покупателю ориентироваться в торговом зале, совершать офлайн-покупки и даже подсчитывать их стоимость, уже внедряются, однако взрывного роста подобных технологий эксперты не прогнозируют: такие решения дорогие в приобретении и обслуживании и не всегда положительно воспринимаются клиентами.

Дроны и беспилотный транспорт

Первые попытки доставлять товары (продукты, медикаменты и пр.) с помощью беспилотников были предприняты уже около десяти лет назад и связаны с деятельностью таких гигантов, как Amazon, Google и DHL. В России наиболее на слуху пилотный проект с дронами «Почты России», а также робот-доставщик Яндекс.Ровер. Однако до сих пор этот способ грузоперевозок воспринимается как экзотика – из-за многочисленных нюансов, таких как сильные риски и законодательные ограничения.

VR и AR

Использование виртуальной и дополненной реальности в ритейле могут быть связаны с маркетинговыми акциями и новыми технологиями электронной коммерции – это, к примеру, виртуальные шоу-румы и трехмерные витрины вместо обычной картотеки товаров. Опыт сочетания офлайн-магазина и цифровой площадки есть у Zenden (концепция FAGE). Однако во всех случаях это скорее пилоты и демонстрации будущего высоких технологий, чем проекты, которые совсем скоро войдут в тираж.

 Фото: depositphotos.com

2907
Поделиться
Предметная область
Отрасль
Управление