Уволить нельзя мотивировать

19 декабря 2019
12 2029

Кадры решают все. Сколько бы ни появлялось машин, устройств, программ, роботов, до сих пор была, и в ближайшее время будет, актуальна тема человеческих ресурсов. 

Машины и программы все еще дороги и не везде доступны, но главное - они пока не в силах решать все задачи, необходимые для существования человечества. Итак, в центре внимания человек, ценный сотрудник, необходимый компании. Бизнес не может существовать без людей, но люди не машины, они могут терять здоровье, квалификацию, интерес к работе. И, хотя компания и руководители не в силах влиять на это стопроцентно, многое можно сделать, чтобы сохранить ключевых людей, тем самым застраховать себя от серьезных вложений в новый персонал, а также от издержек при замедлении бизнес-процессов, а, значит, опять от убытков. Ведь все знают, каково на самом деле найти подходящий персонал, обучить, адаптировать, вывести на «рабочий» уровень. 

Рассмотрим издержки на поиск и адаптацию сотрудников. Сотрудников ищут и при расширении, и на замену, и когда появляется потребность в специалистах, которых в организации просто нет. При этом нужно будет учесть разные виды трат. Но даже если мы заменяем сотрудника, стоимость этого будет разная, в том числе она зависит от статуса: так, замена рабочего будет примерно в два раза дешевле замены менеджера среднего звена, а замена менеджера среднего звена будет не менее чем в два раза дешевле, чем замена топов. Затраты можно поделить на прямые и косвенные. 

К прямым относят:

  • увольнение;

  •  поиск; 

  • наем; 

  • адаптация. 

К косвенным: 

  • снижение производительности; 

  • снижение лояльности и потеря клиентов; 

  • репутационные риски;

  • потеря экспертизы; 

  • недополучение прибыли; 

  • потеря бизнеса.

Российские компании традиционно не считают стоимость нового сотрудника, но и среди зарубежных компаний у нас это не распространено. А стоило бы посчитать. Если привязать расходы к категориям, то получится такая картина: 

Стоимость замены сотрудника по данным кадрового холдинга Анкор 

тип сотрудника

стоимость замены  (% от годовой зарплаты)

рабочий

23%

специалист

21%

топ-менеджер

от 20% до 150 %

+ косвенные расходы, которые сосчитать крайне сложно. 

Если изучить цену замены, то стоит задуматься о мотивировании имеющихся сотрудников, обучении, правильном изначальном наборе и адаптации, качестве работы собственной HR-службы и/или выгоде от сотрудничества с рекрутинговыми агентствами.  Может стоит удерживать персонал, может взять в лизинг? 

Какова же ситуация на российском кадровом рынке? Уже много лет мы имеем на российском кадровом рынке две проблемы, все те же «дураки и дороги», – «нет сотрудника», «нет вакансии». 

А как у вас? Предпочитаете набрать новых или замотивировать имеющихся? 

Читать еще:

Поделиться
Коментарии: 12

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Ольга Павленко
    Рейтинг: 89
    НКО "Благотворительный фонд Даунсайд Ап"
    Советник по развитию диджитал услуг
    23.12.2019 11:55



    В финансовые, репутационные и временные потери выливается непрофессионализм любой сферы. Можно и персонал эффективно заменить: правильно подготовиться и заменить. Даже органы пересаживают )) И уволиться МОЖНО мотивировать. Увы, HR в большинстве компаний давно не выполняет свои функции и, скорее, вредит.

    • Анна Кожурина Ольга
      Рейтинг: 122
      Global CIO
      Независимый эксперт
      23.12.2019 12:10

      Ольга, спасибо за комментарий). Непрофессионалов- гнать, тут вопросов нет. А если профессионал загрустил?

      • Олег Баталов Анна
        Рейтинг: 56
        AO Caspian Beverage Holding
        Начальник отдела информационных технологий
        25.12.2019 10:21

        Загрустил - со временем уйдет, если не дать интересную именно ему задачу.
        А чтобы не загрустил, периодически менять профиль и интенсивность нагрузки.

        • Анна Кожурина Олег
          Рейтинг: 122
          Global CIO
          Независимый эксперт
          25.12.2019 10:34

          Как считаете это же в том числе забота работодателя?

          • Олег Баталов Анна
            Рейтинг: 56
            AO Caspian Beverage Holding
            Начальник отдела информационных технологий
            28.12.2019 07:38

            Скорее его непосредственного руководителя

        • Ольга Павленко Олег
          Рейтинг: 89
          НКО "Благотворительный фонд Даунсайд Ап"
          Советник по развитию диджитал услуг
          26.12.2019 14:08

          Бывает, компания ищет (и обещает) людям одно, а на деле дает им скучные рутинные задачи не из их зоны профессионального интереса. Это ошибочная кадровая политика. Брать надо таких людей, кому эти задачи будут интереснее выполнять.

          Хоть студентов, если их можно развивать. Они и дешево и задорно будут работать.

  • Ольга Павленко
    Рейтинг: 89
    НКО "Благотворительный фонд Даунсайд Ап"
    Советник по развитию диджитал услуг
    24.12.2019 11:17

    Как говаривал один мой коллега (сильно выше уровня менеджера среднего звена): "Есть три способа снять стресс - Любовь. Ванна или Медитация. Выбирайте!" А дипрессию надо лечить у профессионалов, опять же. Или устранять причину (нужна ли Вам работа, которая убивает?!)


    Так что загрустивший специалист, как человек взрослый и ответственный, сам в ответе за свое счастье. На замену сотрудника в команде это не влияет.



    От 2 до 6 мес нужно, что бы заменить без потери качества сервиса 70% команды (но при грамотном ведении дела) - проверено на конкретных кейсах. И еще пару фактов


    Макинзи оценивает эффективную загрузку российских сотрудников в 25% всего. А по закону распределение Паретта (80\20), увольнения 10% персонала вообще не повлияет на процесс производства

    • Анна Кожурина Ольга
      Рейтинг: 122
      Global CIO
      Независимый эксперт
      25.12.2019 10:39

      Ольга, получается, что работодатель вроде бы как вообще не при чем? Конечно, работник за себя несет ответственность, но разве работодатель не несет ответственность за условия работы?
      И насчет загруженности... опять же я не говорю о сотрудниках, которые ничего не делают и несут никакой пользы для компании, я совсем о других сотрудниках говорю.
      Если в компании все легко заменяются, то никакая кросс-функциональность, значит, там не нужна. Скорее всего таких можно вообще всех роботами заменить). Если ни у кого в компании нет уникальной экспертизы, квалификации, качеств.... что это за компания*

      • Ольга Павленко Анна
        Рейтинг: 89
        НКО "Благотворительный фонд Даунсайд Ап"
        Советник по развитию диджитал услуг
        26.12.2019 14:04

        Что бы в компаниях (особенно в ИТ компаниях) легко сотрудники заменялись нужен большой процесс и продуманная кадровая политика. Тогда все выглядит со стороны легко и непринужденно, верно )) И ваши рассуждения про роботов - иллюзия.
        А что касается работодателя и "других" сотрудников. Знаете, крепостное право, хвала небу, отменили. Это взаимовыгодное (!) сотрудничество работодателя и наемного сотрудника. Которое регулируется трудовым договором и ТК РФ.

        И еще раз повторю о собственнхы проектах\кейсах. Профессионал заменит 70% команды от 2 до 6 мес, даже когда все уже горит огнем и коллектив состоянии забастовки. Но это плохое решение. До забастовки доводить не надо.

  • Олег Баталов
    Рейтинг: 56
    AO Caspian Beverage Holding
    Начальник отдела информационных технологий
    25.12.2019 10:15

    «нет сотрудника», «нет вакансии» - очень похоже на неудовлетворенное желание "получить все и бесплатно".

    Сотрудники нужной квалификации есть всегда, с другой стоимостью, в другом городе или другой стране. Как и работа, всегда найдется.

    Другое дело когда HR-у не удается подобрать персонал психологически совместимый с должностью. И начинается марафон решению проблем...

    • Анна Кожурина Олег
      Рейтинг: 122
      Global CIO
      Независимый эксперт
      25.12.2019 10:33

      Олег, полностью согласна. Именно нет совпадения интересов.

Быстрая автоматизация неформализованных процессов
18 августа, 11:00
Вебинар
Организатор: ICL Services
Быстрая автоматизация неформализованных процессов
Ведущий Сергей Поликарпов